Новые краски и их сочетания
К сожалению, опустошительные средневековые войны между властолюбивыми правителями отдельных феодальных государств привели к разрушению многих, возможно замечательных зданий, от которых остались лишь развалины, холмы и земляные насыпи. Многие технологические секреты остались навеки утерянными.
В силу уважения народа к памяти предков лучше сохранились некоторые надгробные памятники, мавзолеи. Сейчас эти памятники очень ценны для нас, поскольку являются прекрасными шедеврами архитектуры разных эпох прошлого Казахстана. В строительстве их использовались самые лучшие материалы и участвовали лучшие мастера, технологи. Их коллективный гений сумел оригинально сочетать различные приемы строительства из двух видов материалов, остроумно объединить народные рисунки, орнаменты с формами здания как во внутренней отделке, так и во внешнем оформлении. Уникальными сооружениями из керамики являются широко известные джамбулские мавзолеи Бабаджа-Хатун и Айша-Бибп, построенные соответственно в X-XI и XI-XII веках.
В феодальную эпоху ведущую роль в керамическом производстве играли страны Востока. Красотой и сложностью узора отличается керамический декор зданий памятников Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, арабских стран (узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая полихромная и мозаичная облицовка зданий).
Привлекательные исторические и архитектурные памятники, отличающиеся своеобразной гармонией, ритмичной красочностью, объемно-пространственной композицией, особыми декоративными средствами, свидетельствуют о том, что зодчие прошлого знали объективные законы красоты и передавали в своих творениях идеи и дух эпохи. В этом бессмертие создателей архитектурных памятников-шедевров XII-XV веков.