Полет фантазии

Проходили десятилетия, которые для дряхлого сооружения были опаснее минувших столетий. И лишь после Великой Октябрьской революции судьба архитектурного памятника перешла в надежные руки. Уже в 1922 году авторитетная комиссия осмотрела мавзолей Ахмеда Ясави. Его обмерили, засняли и изучили архитектор М. М. Логинов и профессор В. Н. Денике. Они рекомендовали подвести под стены новые фундаменты, а не подпирать их контрфорсами. Впервые это сделали М. Е. Массой и М. Мардиазов (34, 59). Они же перекрыли куполом кудукхану, спасая ее от дождей и снега. В 1938 году новый фундамент под стены мечети подвел В. Н. Засыпкин (19). Потом началась война…

Работы возобновились в 1951-1957 годах. Прежде всего убрали двухметровый «культурный слой» вокруг памятника и понизили уровень земли до древней отметки. Мавзолей сразу стал выше. Затем подвели новые фундаменты, возобновили облицовку фасадов и куполов. В общем, работа кипела. Мавзолей заблестел было, как новенький. Но вместо ожидаемой радости пришло разочарование. Оно было вызвано тем, что реставрированные участки сохранялись очень недолго. Затем кирпичи рассыпались в труху, облицовочная плитка обваливалась. «Новенький» мавзолей дряхлел на глазах. В нем продолжали размножаться змеи и скорпионы.

А дело было вот в чем. Во времена Тимура таких уникальных строек, как мавзолей Ходжи Ахмеда, было немного. Например, мечеть Биби-Ханым, мавзолей Гур-Эмир, где похоронен сам Тимур. Каждый кирпич, облицовочная плита делались вручную. Они были высшего сорта, и поэтому здания из них стояли веками. Исходное сырье тоже было лучшего качества. Его, не считаясь с расходами, везли за сотни километров. Существует легенда, что Тимур велел пригнать табуны кобылиц из Афганистана, Ирана и на молоке их замешивать глину.

Закрыто.