Ручная кистевая роспись
Закончим раздел цитатой из повести Н. С. Лескова «Захудалый род», где дается еще одна сфера применения фарфоровых украшений: «Вместо золоченого обруча повесили дорогую саксонскую люстру с прекрасно выполненными из фарфора гирляндами пестрых цветов».
Керамика на казахстанской земле. Мы утвердились в мысли, что для создания керамики необходимы четыре стихии — земля, вода, воздух и огонь. Но достаточно ли только этих ингредиентов? Видимо, нет. Нужно еще умелые руки, которые из бесформенного куска глины вытянут изящный узкогорлый кувшин. Нужен верный глаз, чтобы каждая деталь кувшина была на месте. Нужна умная голова, чтобы придумать гончарный круг, горн для обжига, составы эмалей и глазурей. Но и этого мало. Нужны горы в пестрых цветах альпийских лугов, нужны хрустальные водопады и полноводные реки, нужны бескрайние ковыльные степи и пышущие зноем барханы, нужны отражения танцующих берез в отполированной поверхности озер, нужны белые барашки облаков на голубом небе и овечьи отары на джайляу. Все это нужно для того, чтобы насытить воображение. И все это есть на казахской земле. Есть и керамика, которая своими корнями уходит в VI век до н. э.
Казахстан велик. Разнообразие его географических Условий еще в далеком прошлом способствовало быстрому росту ремесел. Об этом свидетельствуют археологические раскопки исчезнувших городов (Отрар, Баласагун, Ьыгнак, Сауран, Тараз, Ак-Тобе и др.) и сохранившиеся до наших дней уникальные архитектурные памятники-мавзолеи Бабаджи-хатун (X-XI века) и Айша-Биби (XI -XII века), расположенные в Джамбулской области, Алаша-Хан (XII-XIV века) и Джучи-Хан (XIII век) — в Джезказганской области (Центральный Казахстан), Козы-Корпеш и Баян-Сулу (VIII-X века) -в Семипалатинской области (Восточный Казахстан), Бейсемблп и Ак-Июк, расположенные в Западном Казахстане, и описываемый нами мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.