Стеклянистый лоск
Состав и способы нанесения глазурей постепенно совершенствовались. Глазурь может принимать практически любую окраску, может быть прозрачной и непрозрачной (глухой). По желанию ее поверхность можно сделать идеально гладкой, а можно покрыть сеткой трещин («кракле») или «змеиной кожей» (сборки, стяжения на поверхности). Можно уподобить поверхность кружевам (вспучивание глазури). Керамику расписывают огнестойкими красками до глазурования или после него. Таким разнообразным методам художественного оформления керамических изделий нет числа.
Глухую глазурь, а чаще стекловидные покрытия на металлических изделиях, называют эмалью. Это слово пришло к нам из древнего франкского языка («смелтан»-плавить). Химический состав эмали аналогичен глазури. Она защищает изделие от коррозии и придает ему красивый внешний вид. В руках художника эмаль становится средством сильнейшего эстетического воздействия. Эмаль употребляется с незапамятных времен, гораздо раньше, чем другие виды глазури.
Выдающийся средневековый ученый-энциклопедист ставил эмаль (следовательно, и глазурь) в один ряд с драгоценными камнями. В своей знаменитой книге «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)» он пишет: «Мина (эмаль) — один из видов стекла, но более тяжелый, благодаря перевесу в ней свинца».
В книге Бирупи сохранился древний рецепт эмали: равные части марва (полевого шпата) и горного хрусталя, к которым добавляются известь малайского олова (оксид олова) и натрун (сода). Различные минеральные красители могут придать эмали разнообразные цвета. Например, сурик (оксид свинца) дает желтую окраску, ярь-медянка (оксид меди)-зеленую, пережженное золото — рубиново-красную, измельченный сердолик — фиолетовую. Бируни не приводит состава голубого красителя, хотя провозглашает: «Высший сорт эмали имеет чистый цвет, похожий на синий яхонт, и обладает твердостью последнего». Секретом изготовления голубой эмали обладали выдающиеся мастера Востока.