Строительный кирпич мавзолея Ахмеда Ясави
Рабочая площадка оживала. Степенные мастера давали указания, следили за тщательным соблюдением технологического режима, наказывали провинившихся. Подмастерья и рабочие действовали в соответствии с квалификацией. Одни набивали деревянные формы глиняной массой и тщательно срезали излишек бруском или ладонью, чтобы верх был ровный. Другие оттаскивали набитые формы на разровненную площадку и выбивали их там, оставляя ровные ряды сырых кирпичей. Длительность сушки зависела от температуры и влажности воздуха.
Более опытные подмастерья раскатывали глиняную массу пластом, уплотняли ударами колотушек и с помощью ножа вырезали фигурные изделия необходимых размеров. Другие подмастерья разнообразными инструментами вырезали на поверхности подсушенного сырца различные изображения и детали орнамента.
Кирпичи, в зависимости от назначения, имели различную форму и размеры. В основном это были квадратные плиты толщиной 50-60 мм и размерами от 240 до 460 мм, весом до семи килограммов. В некоторых местах пол мавзолея настилался шестиугольными плитами с размерами стороны 450 мм. Любопытно, что на многих кирпичах видны отпечатки ладоней и пальцев. Подумать только: рабочие давно в могилах, а следы их рук остались такими же четкими, словно с тех пор минули не века, а дни! Поневоле вспомнишь строки Омара Хайяма:
Каждый из нас в детстве лепил игрушки из глины. После сушки на солнце эти изделия, как правило, растрескивались. А вот в кирпичах мавзолея Ходжи Ахмеда трещин нет. Дело в том, что для них глиняная масса приготовлялась особо тщательно. Кроме того, добавляемые в нее травинки, конский волос, шерсть играли роль арматуры и не давали кирпичу растрескиваться.