Химический состав эмали
Итак, на Руси глазурь и эмаль называли муравой,, финифтью, или, по точному определению В. И. Даля, стеклянистым лоском; цветной наводкой на глиняной посуде или изделиях из металла.
В XV веке в Италии приобрела популярность пспано-мавританская керамика. Поскольку ее возили через остров Майолику (нынешнее название Мальорка), то этот вид керамики стали называть так же. Вскоре итальянские мастера и сами научились делать сюжетную роспись по сырой непрозрачной оловянной глазури на майолике. Их изделия разошлись по всей Европе и вызвали подражания. Ныне под майоликой понимается терракота с крупнозернистым черепком, ярким блеском полив и контрастным сочетанием цветов.
В России широко известна гжельская керамика — собирательное название керамического промысла нескольких сел и деревень Подмосковья.
Майолика упоминается в произведениях многих русских писателей. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» есть фраза: «Лучше я буду говорить с вами про ваши майолики и гравюры». Глазурью восхищался И. С. Соколов-Микитов в книге «Голубые дни»: «Уставшие глаза отдыхают в прохладной полутьме мечети, выложенной синей холодной майоликой».
Фаянс и фарфор. Одним из центров керамического производства в Италии был город Фаэнца. Несколько изменив название города, фаянсом стали называть плотные мелкопористые изделия тонкой керамики. Фаянс лучших сортов делают из глины, кварца и полевого шпата. Сырое изделие обжигают при температуре 1250- 1280°С, получая так называемый «бисквит». Затем на него наносят глазурь и вновь обжигают при более низкой температуре (1050-1150°С), наносят рисунок и закрепляют его обжигом при температурах 700-900°С. Наибольшее применение фаянс получил в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики. Широко известны метлахские плитки (по г. Метлах в Германии) — керамические изделия для покрытия полов.