Западный фасад
К сожалению, эти деньги были использованы скорее во вред; первоначальную роспись замазали темперой (смесью краски, масла и клея), с мозаичных панелей казанлыка сбили изразцовые плитки. Через три года обнаружилось оседание западной стены. Чтобы спасти ее, подвели каменные подпоры — контрфорсы. Архитектурный облпк мавзолея от этого не улучшился…
В последующие годы ремонтные работы велись так же неумело. Древние кирпичи заменялись стандартными, из которых строились рядовые здания; новую кладку производили в полном противоречии со стилем мавзолея. Мозаичные панели разворовывали, стены забеливали известкой. Отдельные части комплекса просто безжалостно разрушали…
Вместе с русскими солдатами в Среднюю Азию пришли ученые и деятели искусства, просто образованные люди. Первым можно назвать Н. А. Северцова. зоолога, географа, путешественника, исследователя Кзылкумов. Однако в Туркестан его привезли в качестве пленника, и не до красот мавзолея было ему… Зато художник-баталист В. В. Верещагин после взятия города часами простаивал перед прекрасным зданием. В повести «Третье рождение» А. Брагин пишет: «Верещагин восхищался его размахом и законченностью исполнения, тонкостью светотеней, строгостью линий. Резные деревянные двери главного входа надолго взволновали его ювелирной отделкой, граничащей с колдовством. Художник умел ценить выдумку, труд, преклонялся перед полетом фантазии и ювелирной тщательной резьбой истинных мастеров. Резная дверь потом кочевала из одной его картины в другую. Она, написанная всего вполовину натуральной величины, узнается в известной картине «У дверей Тамерлана» (17).